Уникальная выставка Диего Веласкеса в Музее истории искусств в Вене
Что означает толерантность для вас лично? Насколько толерантно то общество, в котором вы живете? Над этими вопросами уже столетиями размышляют философы и люди искусства, создавая при этом неподвластные времени шедевры, ярким примером которых являются работы Диего Веласкеса, впервые представленные в венском Музее истории искусств. Впрочем, это первая выставка легендарного художника не только в Австрии, но и во всем немецкоязычном пространстве – достижение, которым по праву гордятся организаторы выставки. Диего Веласкес родился в 1599 году в испанском городе Севилье и уже в возрасте 24 лет стал придворным художником Филиппа IV. Именно его поистине виртуозная кисть запечатлела представителей испанской ветви Габсбургов. Но такой чести удостоились не только члены высокородной семьи. Без капли цинизма и с уважением Веласкес создавал портреты тех, кто вовсе не рассчитывал на сохранение их человеческого достоинства.
Слева – придворный шут с насмешливым прозвищем «Тыква» – Хуан де Калабасас. В 1638 году Веласкес рисует его, отобразив при этом уважение к человеку и его достоинству.
Придворного шута Дона Хуана де Аустрия для потехи нарядили в одеяния военачальника. Но в портрете Веласкеса нет места унижению и насмешкам. Мастер заглядывал в глубину души любого человека – и представителей династии, и шутов, и карликов.
К примеру, на одном из самых знаменитых произведений Веласкеса «Менины» свое место рядом с пятилетней инфантой Маргаритой занимает карлица Мари Барбола. Уникален этот шедевр и тем, что впервые художник позволил себе создать автопортрет в кругу королевской семьи, тем самым превознося себя над заказчиками – королем и королевой, отображение которых виднеется лишь в зеркале, висящем на дальней стене ателье.
Веласкес начал обучение рисованию в возрасте 10 лет и уже вскоре превзошел своего учителя. В 23 года он создает свой первый шедевр – картину «Продавец воды в Севилье». Бедный старик и парень из очевидно обеспеченного дома. Ни один предшественник Веласкеса не осмеливался рисовать столь реалистично сцены повседневной жизни бедняков. Так рисовали только святых.
В 1623 году Веласкес отправляется в Мадрид и становится придворным художником Филиппа IV, которому в то время исполнилось 17 лет. Портрет четко отображает меланхолическое настроение юноши. В Мадриде царил строгий придворный церемониал, смех и улыбки были дозволены только шутам. Каждый жест, каждое прикосновение четко регламентировалось. Отнюдь невеселая жизнь, а уж для детей и подавно.
Наследником престола был Бальтазар Карлос. Чтобы обеспечить власть династии Габсбургов, Бальтазару предстояло взять в жены свою австрийскую кузину Марию Анну. На картине Веласкеса Бальтазар изображен на слишком большом для его роста и возраста коне. Это портрет, нарисованный до трагедии, постигшей юношу – Бальтазар Карлос умер в возрасте 14 лет от оспы.
Вместо него жениться на Марии Анне будет вынужден его отец – овдовевший Филипп IV, дядя девушки. Инцест во имя сохранения власти имел место не только в случае Марии Анны и Филиппа. Годы спустя их дочь Маргариту ждет та же участь – семья планирует свадьбу Маргариты с Леопольдом, ее австрийским дядей, при достижении ею 15 лет. Уже с малого возраста портрет Маргариты ежегодно отправляется родственникам в Вену, дабы они убедились в прелести «выторгованной» невесты. Эта семейная трагедия четко прослеживается в выставке работ Веласкеса в Вене.
«Художник художников» — так позже называл Веласкеса художник Мане.
Импрессионисты осознавали совершенность работ Веласкеса. Его достижения можно было только варьировать, но не превзойти.
Картина «Венера перед зеркалом» также известна под названиями «Туалет Венеры» и «Венера и Купидон». Это позднее произведение мастера нарушило табу того времени, будучи созданным во времена бушующей Испанской инквизиции. Несмотря на то, что Веласкес обязан был подчиняться придворным правилам и нормам, они его мало беспокоили. На протяжении всей своей жизни он старался сохранять свою независимость от условностей. И до конца своих дней он оставался верен только искусству.
Дон Диего Веласкес. Ранний основоположник модернизма в изобразительном искусстве. Рекомендуем насладиться выставкой его неповторимых работ в Вене!
Выставка открыта до 15 февраля 2015 года в венском Музее истории искусств.
Часы работы:
Вт. – Вс с 10 до 18
Чт с 10 до 21
Рекомендуемые статьи:
Понравилась данная статья? Поделитесь ею с друзьями, для этого нажмите любую кнопку:
Подписка на рассылку
Вы хотите регулярно получать свежие материалы, новости и рекомендации по Австрии? Подпишитесь на мою рассылку и оставайтесь в курсе событий!