Инсбрук – столица императора Максимилиана
Долины Тироля были населены еще в бронзовом веке. От тех времен остались только немногочисленные экспонаты в музеях. Достоверно известно, что за 15 лет до Рождества Христова сюда пришли римские легионеры и с тех пор Тироль стал своеобразным проходным двором между Римской империей и варварским севером Европы. Римляне даже проложили первую дорогу «Виа Клаудия Аугуста» через Альпы Тироля, ведущую от Венеции до Аусбурга. Но потом империя пала, и Тироль захватывали алеманы, остготы, баварцы и даже немножко славяне.
Хотя датой основания Инсбрука считается 1234 год, когда он получил городские привилегии от бургундского герцога Оттона Меранского, но впервые это название встречается в документах лет на 50 раньше. Нам сложно даже представить себе, какой ураган политических, династических, религиозных и экономических страстей бушевал в прекрасных альпийских долинах 800 лет тому назад. Перечень графов, герцогов, герцогинь, королей и императоров, претендовавших на обладание Тиролем, бесконечен и невероятно запутан. Все они состояли в различной степени родства друг с другом, менялись владениями, как перчатками, попеременно воевали и дружили, любили и предавали.
Надо сказать, что им было из-за чего воевать. Это сегодня Тироль – туристический рай, в те времена это был стратегический район, где разрабатывались серебряные копи, добывалась соль, работали прекрасные оружейные мастерские. Из тирольского серебра был отчеканен в 1486 году первый серебряный талер, на целые века ставший главной валютой Европы и передавший свое имя главной валюте нашего времени – доллару.
С 1363 года Тироль и его столица Инсбрук становится владением Габсбургов и остается в их руках до самого последнего дня существования этого императорского дома. Больше всего любил его почитаемый здесь превыше других император Священной Римской империи Максимилиан I, сделавший Инсбрук центром европейской политики и искусства.
Это был с любой точки зрения незаурядный человек. Ему удалось в 15 веке организовать из аморфной Священной Римской империи некий прообраз современного Европейского Союза и даже учредить в нем достаточно демократичный (для своего времени) рейхстаг. Он всю жизнь воевал, то с французским королем за бургундское наследство, то с испанским королем – за Нидерланды, то с венграми – за Нижнюю Австрию. За ними следовали войны и союзы с итальянцами, баварцами, англичанами. При этом он энергично проводил государственные реформы и укреплял центральную власть. Думается, что если бы не было заложенного Максимилианом I фундамента, то само существование Австрии, как самостоятельного государства, было бы весьма проблематично.
Император любил Инсбрук и даже перевез сюда имперское казначейство. Город быстро богател, и символом его стала золотая крыша на императорской резиденции, обязательный объект для посещения любой экскурсией. Здесь Максимилиан хотел найти и свое последнее пристанище, даже начал строить для этой цели величественную церковь. Но гробница в церкви пуста, император похоронен в Нойштадте.
Как и его современник, король Франции Франциск I, император Максимилиан был большим поклонником искусств. Императорский дворец Хофбург в Инсбруке заслужил славу третьего по значимости архитектурно-художественного памятника Австрии, после Венского императорского дворца и Шенбрунна. Он недавно открылся для посещений после реставрации. Интересно, что крепость, которую император Максимилиан перестроил в свой дворец, была построена первым герцогом Тироля по имени… Зигмунт, по прозванию «Богатый». Австрия всегда была огромным котлом, в котором варилась острая похлебка, которую мы называем европейской цивилизацией!
Увидеть средневековый мир своими глазами можно всего в 10 километрах от Инсбрука, в городке Халль-ин-Тироль, где добывали соль – стратегический ресурс, из-за которого вспыхивали бунты и велись войны. Здесь же был надежно спрятан имперский монетный двор. Его строения и механизмы любовно сохранены. Атмосфера музеев Халля неповторима, есть очень немного мест на земле, где с такой силой ощущается сила времени.
По современным меркам, Инсбрук – небольшой город, имеющий всего 128 тысяч населения. Но он уже дважды принимал зимние Олимпийские Игры, в 1964 и 1976 году, причем второй раз чуть ли не экспромтом. Считается, что Олимпиады – убыточные предприятия, не приносящие принимающей стороне никаких выгод. Инсбрук полностью опровергает это утверждение. Здесь и до них был центр альпийского спорта, а новые сооружения, современная инфраструктура и потоки спортсменов словно влили в этот древний город новую кровь. Все окружающие город альпийские курорты исправно функционируют, ни одно сооружение не брошено.
В окрестностях Инсбрука можно увидеть единственную в Европе железную дорогу с зубчатыми рельсами и даже на ней прокатиться, если хватит духу. Она ведет по крутому склону к прекрасному горному озеру Ахензее, куда поезд втаскивает пыхтящий паровоз. По глади озера курсируют прогулочные суда, а окаймляет его тщательно оберегаемая тирольцами долина. Один день такого отдыха компенсирует целые недели, прожитые в душных городах.
Инсбрук мало похож на большинство альпийских курортов, которые еще вчера были забытыми богом деревнями. Это старинный город, со своей душой, стилем, характером. В нем сохранился некий имперский шарм, хотя никаких императоров здесь давно не бывало. И, в то же время, везде витает дух спортивного демократизма. Город оружейников и стеклодувов, строителей и ювелиров живет полнокровной жизнью и всегда рад гостям.
Рекомендуемые статьи:
Понравилась данная статья? Поделитесь ею с друзьями, для этого нажмите любую кнопку:
Подписка на рассылку
Вы хотите регулярно получать свежие материалы, новости и рекомендации по Австрии? Подпишитесь на мою рассылку и оставайтесь в курсе событий!
Интересная статья, спасибо! Даже прожив в Инсбруке около года я узнала много нового.