• Лечение в Австрии
  • Купоны на скидки в Австрии

Михаэль Ханеке

Haneke focus austria 1 Михаэль Ханеке«Кинофильм – это двадцать четыре лжи в секунду». Это слова не киноненавистника, а одного из самых талантливых и необычных режиссеров современности австрийца Михаэля Ханеке. Его фильмы – отнюдь не развлечение. Они о насилии, страхе, старости и смерти. Ханеке сознательно противопоставляет их массовой культуре, голливудскому конвейеру, выхолащивающему человеческую душу. Тем более показателен Оскар, полученный им в 2012 году за лучший иностранный фильм. Он называется «Любовь».

Зрители, ждущие от фильма с таким название бурных страстей, горько разочаруются. Ничего подобного они не увидят. Это история последних дней жизни двух стариков. У жены начинается распад сознания, странные припадки неподвижности и забытья, муж старается вернуть ее в реальный мир. Они не уродливы, эти старики, но возраст никого не красит. И нищета им не грозит. Но неминуемый близкий конец постоянно присутствует на экране, как бы они не пытались спасти друг друга. Их дочь и зять не понимают, почему бы не отвезти маму в лечебницу, ей же там будет лучше, а отец может быть проживет подольше. Они любят родителей, но это рациональная современная любовь, неприемлемая для двух людей, за долгие годы слившихся в одно целое.

Актерский дуэт Эмманюэль Рива и Жана-Луи Трентиньяна великолепен. Оба они играют своих сверстников, Рива 85 лет, а Трентиньяну – 81. Только изредка в выражении глаз и повороте головы узнается молодой Трентиньян – главный герой «Мужчины и женщины» Клода Лелюша. Эти два фильма – как две вехи на пути человеческой любви от страсти к взаимной необходимости.

Михаэль Ханеке признается, что писал сценарий фильма под Жана-Луи Трентиньяна. Тема старости и смерти нечасто посещает кинозалы. С присущей ему холодностью, Ханеке вглядывается в окружающий их сужающийся мир, наблюдает непрерывную борьбу за право остаться вместе до конца. В конце концов, персонаж Трентиньяна не выдерживает зрелища мучений любимого человека и помогает ему уйти. А затем исчезает сам. Куда – непонятно. Квартиру с трудом вскрывает полиция, в ней закрыты все окна и двери, но находят только останки его жены.

Сложно даже вспомнить, какой награды не получил этот фильм всего за год после выхода на экраны. Режиссер, так много отдавший исследованию темы насилия в современном мире, вдруг снял кино о любви, да так, что оно проняло и зрителей, и суровых критиков. До сих пор Ханеке упорно пытался показать, как современное воспитание, основанное на лжи, способствует прорастанию в человеке склонности к насилию. Фильм «Белая лента», также ставший лауреатом Каннской пальмовой ветви – именно об этом.

Haneke focus austria Михаэль Ханеке

Опасности пропаганды насилия в массовой культуре были посвящены первые картины Ханеке. «Забавные игры» были даже номинированы в Каннах с предупреждающей надписью на афишах о наличии шокирующих сцен. Фестивальное жюри оказалось не готово к тому, чтобы принять новый киноязык и обошло фильм наградами. Но Михаэль Ханеке продолжал развивать свою тему и уже «Пианистка» принесла ему признание – первый гран-при в Каннах. С этого момента уже никто не сомневается, что в мировом кино появился новый яркий талант.

И нет ничего удивительного в том, что именно он экранизировал роман Франца Кафки «Замок». Вряд ли это удалось бы кому-то еще с таким глубоким пониманием кафкианства, как человеку, выросшему в полуразрушенной послевоенной Европе, где искалеченное войной массовое сознание порождало невероятно странные формы государственных механизмов. В интерпретации Ханеке бюрократическая машина – самый страшный аппарат принуждения в современном мире. Существование в нем для нормального человека невыносимо и оскорбительно. Там, где Кафка видел только безумие, Ханеке смотрит глубже и обнаруживает все ту же ненавистную ему тягу к массовому насилию.

Кино Михаэля Ханеке сложное и далеко не массовое. Пожалуй, только «Любовь» пробирает до костей любого зрителя. Сегодня нечасто приходится видеть, как люди плачут перед экраном. Сам Ханеке сравнивает свои фильмы с матрешкой – при каждом просмотре обнаруживается новый и новый подтекст. Тем, кто хочет понять и оценить его талант, стоит, пожалуй, начать с просмотра именно «Любви», а потом уже переходить к другим фильмам. Тогда понятнее станет образный язык Михаэля Ханеке и не покажутся странными отсутствие цвета в «Белой ленте», ни садомазохистское содержание «Пианистки».



Понравилась данная статья? Поделитесь ею с друзьями, для этого нажмите любую кнопку:


Подписка на рассылку

Вы хотите регулярно получать свежие материалы, новости и рекомендации по Австрии? Подпишитесь на мою рассылку и оставайтесь в курсе событий!
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
1 Отзыв

  • Светлана:

    Очень понравился фильм Любовь. Такие темы всегда затрагивают до глубины души и не оставляют равнодушными никого. Спасибо автору за статью и интересный блог!


RSS-лента комментариев к этой записи.

Оставить отзыв

Рекомендуем в Австрии

О проекте

Дорогие читатели!

Авторский проект Фокус-Австрия открывает Вам дверцу в поистине удивительную страну. При этом речь идет не о мимолетных впечатлениях туриста. Здесь Вы узнаете о реальном опыте человека, который прожил в Австрии более десяти лет. За это время было пройдено многое - учеба в университете, работа, предпринимательская деятельность, путешествия. Я хочу поделиться с Вами ценными знаниями о жизни в Австрии и ответить, по крайней мере, на некоторые вопросы, касающиеся работы, учебы, бизнеса, оздоровления и путешествий по этой стране. Да, Австрия - крохотная республика, но она скрывает в себе так много интересного. Давайте познавать ее вместе!



Отдельная благодарность замечательному автору Екатерине Макаровой. Спасибо, что она делится с нами своим профессиональным опытом в области культурной адаптации в Австрии.

Австрия не так далеко, как это может показаться... Вместе с Фокус-Австрия предлагаю и Вам ощутить в полной мере на себе европейский подход к вопросам ведения бизнеса, получения образования, лечения, жизни и отдыха.



Контакт

Заказ услуг переводчика и заявки на размещение информации о Вашей компании в Австрии принимаются по эл. почте.

Вы также можете связаться со мной по телефону в Австрии
+43 6507230093.

Ваша
Татьяна Войтенко
На сайте об Австрии "Фокус-Австрия"