Игры, в которые играют в Австрии. Ворчание
В серии текстов «Игры, в которые играют в Австрии» я описываю и анализирую наиболее популярные поведенческие игры в Австрии.
Все мы играем в игры, часто сами того не осознавая. Правила некоторых игр заложены в нас на бессознательном уровне, мы перенимаем правила игры у своих родителей, окружения, общества, государства и так далее. Игры наполняют нашу жизнь переживаниями и дают нам ощущения безопасности. Игры позволяют нам без особых усилий поддерживать свой образ, для самого себя и окружения, а также образы других людей, диктуя правила взаимодействия с ними. В моем повествовании речь пойдет о групповых играх, присущих австрийцам. Конечно, каждый в силе осознать свою игровую позицию и принять для себя решение играть или не играть в игры, ведь игры – это всегда ловушки.
Игроки-герои моих текстов — это преувеличенные собирательные образы австрийцев.
ПОЧЕМУ АВСТРИЙЦЫ ТАКИЕ ЗЛЮКИ?
Ни для кого не секрет, что австрийцы любят поворчать, пожаловаться, посплетничать и позлословить. Особенно в Вене, вечно ворчащей столице Австрии, где ворчание обладает культовым статусом. Излюбленные темы для ворчания это: немцы, приезжие и соседи.
Давайте попытаемся понять, почему же австрийцы такие злюки. Австрийцы обладают ярко выраженной нарциссической личностью. Вот как описывает самовосприятие австрийца известный австрийский автор, Альфред Гоубран: австриец воспринимает себя всегда лучше, чем ему кажется, его воспринимают окружающие, или, если выразиться проще: его мнение о самом себе выше, чем любая возможная похвала и добродетель в его адрес (см. Alfred Goubran, „Der gelernte Österreicher. Idiotikon“, Braumüller, 2013, стр. 38).
Уверенность в себе – качество похвальное. В чем же заключается сама игра?
Игра заключается в том, что австриец уверен в своей замечательности, но, исходя из того, что его все равно не достаточно оценят и поймут, никак ее не проявляет. Он ловко совмещает свою нарциссическую позицию с ролью жертвы. «Зачем стараться и что-то делать, если меня все равно не поймут?»
Поэтому ворчащий австриец, сидя в компании своих «коллег», не устанет повторять, что приезжие забирают у него все рабочие места, например.
Истоки нелюбви к французам, итальянцам, всем другим соседям и особенно немцам стоит искать в блестящем прошлом этой маленькой страны. Вы нередко услышите от настоящего австрийца упоминание о том, что когда-то деревья были большими, реки глубокими, а Австрия правила Европой. Здесь снова вспоминается уже известная нам формула австрийца. Он, будучи представителем величайшей Австро-Венгерской империи, был обижен всеми вокруг и загнан всего лишь в одну из комнат своего огромного дворца, где вынужден в одиночестве проживать свою старость. Будто зверь, загнанный на территорию загона, очерченную злыми соседями, всего лишь кусок свадебного торта, неловко отрезанный и не съеденный. Раньше у австро-венгров было чем гордиться, они были завоевателями, избранными, правящими. А теперь они просто красивая, маленькая страна, говорящая на немецком языке, с высоким уровнем жизни и безопасности. Население земель Австро-Венгрии, отошедших к другим странам, сегодня обладают твердой национальной идентичностью стран, к которым они отошли, у «населения Австрии», как это принято говорить, сильная национальная идентичность в связи с рядом причин не сформировалась.
Австрийцы отлично знают, кем они когда-то были, но не знают, кто они сейчас. Зато знают, кем они не являются. Они ни в коем случае не немцы! Каждый уважающий себя австриец обязан возмутиться, если необразованные иностранцы попутают его с немцами. И несмотря на то, что большинство современных австрийских земель являлись частью Цислейтании (Cisleithanien) или немецкой Австрии (Deutschösterreich), австрийцы всеми силами сопротивляются причислению себя к немцам. Особенно после окончания Второй мировой войны, когда во избежание наказания и угрызений совести австриец решил полностью отвергнуть немецкую идентичность.
Но давайте рассмотрим саму форму ворчания как психического механизма. Может показаться, что ворчание, жалобы и сквернословие являются методом выражения глубокого страдания австрийца. Это правда, австрийцы отличаются повышенной чувствительностью, но ворчание следует воспринимать больше чем, как пишет уже упомянутый Альфред Гоубран, «систему проветривания» австрийца. Во время такого эмоционального «проветривания» речь идет больше об эмоциях, нежели об интеллектуальной нагрузки послания.
Поэтому не стоит воспринимать всерьез ворчание со стороны австрийца, а тем более вслушиваться. Ворчливые послания не обладают посланием как таковым, а являются своего рода медитацией настоящего австрийца.
Об авторе:
Екатерина Макарова — cпециалист в области межкультурного общения, адаптации и развития личности в новой культурно-географической среде. Оказывает консультации с целью скорейшей и успешной адаптации в Австрии и России.
В авторской колонке на Фокус-Австрия Екатерина делится профессиональными наблюдениями об особенностях австрийского менталитета, а также о жизни, работе и учебе в Австрии. Контакт и дополнительная информация.
Рекомендуемые статьи:
Понравилась данная статья? Поделитесь ею с друзьями, для этого нажмите любую кнопку:
Подписка на рассылку
Вы хотите регулярно получать свежие материалы, новости и рекомендации по Австрии? Подпишитесь на мою рассылку и оставайтесь в курсе событий!
В этом тексте нет ни одного аргумента, доказывающего или хотя бы подтверждающего «выводы» — это так типично для «психотерапии». Всего лишь масса придуманных, высосанных из пальца самодельных теорий и предположений.
Сколько Австрийцев вы проинтервьировали на данную тему? Была ли у вас контрольная группа не-австрийцев для сравнения? Сделали ли вы исторический анализ, чтобы доказать, что именно из-за имперского прошлого они так себя ведут? И т.д. и т.п.
Поднимите повыше планку публикаций, а то как то несерьезно. А распространять стереотипы националистичного характера даже и неэтично.